С самого начала своей деятельности по внедрению CRM-систем я плотно занялся изучением компаний-конкурентов в России.
Изучать конкурентов - необходимо и обязательно, чтобы знать тенденции рынка и перспективы своего развития.
Ниже будет представлена моя субъективная аналитика категорий внедренцев CRM. На истину не претендую, но верю что статья поможет вам грамотно выбрать специалиста под ваши цели.
![](https://cdn-ru.bitrix24.ru/b6366305/landing/7f0/7f0a4616b97e9c7a2298776c64d74bea/audit-konkurenta_1x.png)
Сначала определим критерии отбора:
— "Техническое внедрение"
Внедряет ли компания CRM по ТЗ заказчика (или составляет ТЗ сама) или говорит заказчику, что и как нужно делать.
— "Оплата за результат"
Получает ли компания оплату от пропорциональной пользы внедрения или заказчик платит за труд независимо от эффективности работы?
— "Гибкость компании"
Одно дело работать с быстрой компанией, которая подстраивается под клиента, а другое —с компанией а-ля Сбербанк, где нужно пройти 7 кругов формальностей, чтобы получить ответ
— "Направления деятельности"
Чем еще занимается компания и какие услуги может оказать Клиентам
— "Пакетное внедрение"
Какие пакеты по внедрению есть у компании и есть ли они вообще
— "Сопровождение"
Оказывает ли компания постпродажное сопровождение и если да, в каком виде?
![](https://cdn-ru.bitrix24.ru/b6366305/landing/770/77038b5e9f11b524d3f4a3cfd876d1d7/1480430969575217037_1x.png)
В итоге получаем 5 типов компаний, занимающихся CRM:
1. "Сайтовики"
Эти ребята делают сайты, занимаются SEO-оптимизацией, лидгеном и тому подобным. Как правило, ставят CRM своим же клиентам, которым уже писали сайт. Не сильно претендуют на компетентность в CRM, т.к. для них это косвенный продукт, а не основной. Бывают компании, которые выделяют внедрение в отдельное направление, и даже создают отдельный сайт под это хозяйство, часто делают дописки под систему, интеграции с сайтом или 1С. Подход у них аналогичный разработке сайтов – почасовая оплата и работа по ТЗ клиента. Если у вас еще нет CRM и в штате нет хорошего РОПа, то такие ребята не для вас, но можно привлекать их для конкретных разовых работ, к примеру, сделать сложную интеграцию с сайтом или написать код.
2. "Интеграторы CRM"
В народе - «настройщики». Занимаются преимущественно технической настройкой CRM и знают 3-5 CRM-систем. Работают по ТЗ в рамках стандартных пакетов, либо берут почасовую оплату. Стоимость внедрения разная, как правило от 50 т.р. и выше. Уже гораздо компетентнее чем первая категория в силу имеющегося опыта, но работают всё же по ТЗ заказчика, что без осознанного подхода малоэффективно.
3. "Внедренцы CRM"
Понимают в продажах, знают зачем компании нужна CRM и помогают максимально эффективно внедрить систему. Работают не по ТЗ заказчика, а составляют его сами, исходя из задач конкретного бизнеса. Стоимость услуг значительно выше обычного технического внедрения - от 80 т.р. за проект. Самая оптимальная категория по параметру цена-качество.
4. "Создатели отдела продаж под ключ"
Такие компании берут на себя весь цикл работы ОП. Оплата всегда привязана к результату – повышение прибыли на 20-30% по рынку. В основном либо внедряют CRM сами, либо обучают созданию ОП, не внедряя систему. Такой тип требует максимальной компетенции, в России знаю только одну компанию, которая берет не фикс с пакета внедрения ОП, а % от прибыли. Остальные предлагают пакеты обучения, в которых уже и внедряют ОП. Если вам требуется в короткие сроки создать ОП, и при этом у вас есть приличный бюджет (вплоть до 1млн рублей), то этот вариант для вас -)
5. «Создатели сервиса»
Это те компании, которые сами разрабатывают CRM и сами (либо через партнеров) внедряют ее клиентам. Это большой пул компаний. Как правило это нишевые системы, которые закрывают, например, потребности фитнес-клубов или гостиниц. Имеет смысл обратиться к таким компаниям чтобы дописать продукт под ваше ТЗ.